Site Loader
В Дагестане такие платки носили представительницы почти всех народов. У аварцев они назывались «гормендо», у даргинцев – «гульмели», у лакцев – «чанахи», у кумыков – «гюльмендо», «гюльмелли», у лезгин – «гюльмелди».
С XIX века в Дагестане были широко распространены шелковые набивные платки из Азербайджана.
Сегодня их еще можно купить – старые и новые. Если повезет, можно найти старый шелк в новом окрасе или «старый» орнамент на современной ткани.
В XX веке платок получил чрезвычайную популярность у губденских женщин. Он стал не только элементом одежды, но и антиквариатом. Губденки были законодательницами моды на гюльмендо, который считался необходимой вещью в приданом.
Никто точно не знает, при каких обстоятельствах в Дагестан попал этот тип платка. По одной из версий, их поставляли через Дербент, по другой – привозили из Азербайджана лакцы, которые продолжительное время работали в этой стране.
Гюльмендо и келагаи женщины носили как в повседневной жизни, так и по особым случаям (свадьба, траур и т.д.). Для каждого мероприятия существовали свои предписания: учитывался цвет или сочетание цветов, тип рисунка, способ завязывания и возраст того, кто надевает.
Платок был и своеобразным социальным уравнителем. Келагаи богатых и бедных не отличались друг от друга.
На IX сессии ЮНЕСКО келагаи был внесен в список нематериального культурного наследия человека. Случилось это в 2014 году.

Автор поста: admin